Одаренные дети не обязательно являются чудесами, которые на уровне эксперта могут писать стихи, доказывать теоремы или виртуозно играть на музыкальных инструментах. Гении - редкость, а одаренных детей довольно много. В соответствии с "Рабочей концепцией одаренности", такие дети обладают выдающимися способностями в различных сферах деятельности или имеют потенциал для достижений. Если ребенок еще не достиг определенных высот, но специалисты видят, что у него есть шансы достичь их при правильной поддержке, его тоже можно считать одаренным. Одаренность бывает общей и специализированной. Некоторые дети могут выделяться в обучении и усвоении знаний, в то время как другие могут проявлять свои способности только в музыке, художественном творчестве или математике. Некоторые могут обладать лидерскими качествами или превосходными коммуникативными навыками, хотя такие случаи встречаются реже. Американский психолог Джозеф Рензулли утверждает, что одаренность возникает, когда совпадают три фактора: высокие способности, сильное желание решать задачи и креативность. Педагогам важно обращать внимание на каждый из этих аспектов при работе с одаренными детьми. Одаренность - лишь потенциал для достижения успеха в конкретной области. Однако реализация этого потенциала требует усилий, труда, поддержки и готовности преодолевать неудачи.
Как учителя могут помочь одаренным детям
Не следует делать акцент на различиях между одаренными детьми и остальными. Важно не выделять одаренного ребенка, делая его "белой вороной". Работа с коллективом и с самим одаренным ребенком может помочь в этом. Важно усилить понимание того, что разнообразие - норма, и каждый обладает своими уникальными способностями, которые могут быть развиты при наличии усилий. Одаренному ребенку необходимо чувствовать себя частью общей группы, и его особенности не должны вызывать беспокойство.
Предлагать задания, соответствующие уровню. В начальной школе одаренному ребенку может быть скучно выполнять слишком простые задания наравне с остальными учениками. Это может вызвать чувство недооцененности. Предоставление выбора заданий в классе, которые соответствуют уровню каждого ребенка, помогает каждому чувствовать себя успешным. Например, участие в олимпиадах на Учи.ру предоставляет задания разной сложности, что позволяет детям с разным уровнем подготовки найти подходящее задание для себя.
Создать возможность для общения с одногодками. Для одаренного ребенка важно найти единомышленников, которые разделяют его интересы и хобби. Это помогает ему осознать, что он не одинок в своих интересах и что это нормально. Родителям можно посоветовать отправить ребенка на кружки, тематические выставки, клубы или участвовать в соревнованиях и конкурсах, где он сможет встретить подобных себе.
Поощрять работу над собой. Развитие таланта требует много усилий. Ребенок может чувствовать себя обремененным, когда его сверстники уже наслаждаются игрой, а он продолжает учиться. Совместно с ребенком можно разработать план достижения целей с промежуточными этапами. Это помогает видеть маленькие успехи, которые поддерживают мотивацию.
Отмечать усилия, а не только талант. Важно подчеркивать, что усердие и усилия важны, и что неудачи - часть пути к успеху. Отмечая усилия ребенка, а не только его способности, помогаем ему сохранять мотивацию, даже если результаты не всегда выдающиеся.
Предлагать разнообразные виды деятельности. Это помогает ребенку определить, где он может проявить себя еще лучше. Умение переключаться между разными видами активности делает его более гибким и устойчивым, помогая замечать свой прогресс. Предложение интересных задач в "непрофильных" областях и подчеркивание успехов в них может быть полезным.
Соблюдать баланс. Важно не позволить одаренному ребенку слишком сосредотачиваться только на одном.