Семь мастер-классов представили на суд жюри участники конкура «Учитель года-2025».
Виктория Маранцова, шк. №2, обратилась к популярным сегодня в социальных сетях мемам и рассказала, как она применяет их на уроках русского языка и литературы. Как с помощью такого, казалось бы, шуточного инструмента можно проверить и закрепить правильные ударения в словах, исправить орфографические ошибки и объяснить правила. Фокус-группе она предложила задания с использованием мемов. Виктория подчеркнула, что этот простой способ разнообразить уроки еще помогает учителю быть современным, развить интерес к предмету, установить более близкий контакт с учениками. Педагог поделилась ссылкой на сайт, который специально создан для генерации мемов по запросу – memchik.ru. Елена Захарченко, гимназия №7, взяла для мастер-класса актуальную тему по развитию навыков устной и письменной речи. Фокус-группа проводила стилистический анализ текстов, отмечая их характерные особенности. Затем учитель познакомила зрителей с игрой «Генератор историй», которую она использует на этапе подведения итогов урока. Бросая кубик с картинкой, имеющей определенное значение, дети могут выполнять разные задачи: подбирать синонимы, составлять словосочетания, простые и сложные предложения, находить ассоциации и, наконец, придумывать по очереди рассказ, в том числе и в одном из известных стилей речи. Технология помогает учителю поэтапно развивать речь учащихся, усиливает коммуникацию на уроке, организует детей на перемене и в дороге, где также они с удовольствием играют. Педагог ставит перед собой задачу учить детей свободно и правильно генерировать свою речь, понимать важность стиля в речи, так как он является индикатором внутреннего мира человека. Учитель начальной школы лицея №10 Елена Киреева показала, как она организует проектно-исследовательскую деятельность младших школьников. Имея большой опыт работы в этом направлении, она остановилась на примере изготовления детьми книжки-малышки, подчеркивая, что такой труд доставляет им большое удовольствие. Следуя простым шагам, ребята уже с 1 класса учатся планировать, искать информацию, систематизировать знания. Метод проектной деятельности является благодатной почвой для творчества, а также интеграции различных областей знания. По мнению, Елены Владимировны, это необходимый ресурс обучения детей начальной школы. Екатерина Милькова, учитель школы №12, продемонстрировала, какими способами можно формировать и повышать читательский интерес у учащихся средней и старшей школы. - Создание и распознавание литературных аннотаций. Помогает обобщать и развивает речь. - Составление страниц героев изучаемого произведения в соцсети. Дети работают в команде, анализируют образ героя, подмечают детали. - Стилизованные письма героев. Могут быть виртуальными или реальными (на бумаге). Дают возможность глубже прочувствовать героя, погрузиться в атмосферу времени. - Музыкальное восприятие лирики. Помогает акцентировать внимание на стихотворении, облегчает запоминание. Дарья Москвич учитель английского языка школы №16 подняла вопрос чрезмерного использования англицизмов в речи особенно молодого поколения. Понимая, что это тенденция современного мира, она показала, как используя деятельностный подход, можно мотивировать учащихся к изучению иностранного языка уже со 2 класса. Интересно было соотнести известные выражения из зарубежного кино, ставшие фразеологизмами с кадрами из советских фильмов, где, по сути, они звучат по-русски. На примере работы фокус-группы учитель продемонстрировала, как, не зная языка, несложно применять интернациональные слова в англоязычной среде. Язык как живой организм не может развиваться без заимствований, но использовать их в речи важно с умом, понимая истинное значение и происхождение. Учитель английского языка шк. №4 Юлия Екименко назвала свой МК «Светить всегда!» и посвятила его коллегам. Овладев творческим методом нейрографики, она предложила педагогам помощь в решении их проблемы через рисование по специальному алгоритму. Юлия Анатольевна рассказала, как такой инструмент психотерапии помогает развивать эмоциональный интеллект и справляться с внутренним напряжением. Наталья Сысоева, шк. №15, провела мастер-класс на тему «Искусственный интеллект в работе учителя начальной школы». Окончив курсы по применению ИИ, ей захотелось поделиться с педагогами, как можно существенно сократить время на подготовку уроков, затратить меньше сил и сделать процесс обучения детей интереснее и современнее. Наталья Васильевна продемонстрировала как создать конспект урока «Зимующие птицы», используя GigaCHat. А с помощью нейросети для создания визуальных материалов Gamma фокус-группа сгенерировала презентацию по этой же теме. Педагог уверена, что, соединив живое слово учителя с ИИ, мы можем достичь большей эффективности в обучении детей. Но его использование должно быть сбалансированным.