Интересно, что педагога и отца шестерых детей Константина Ушинского сегодня причисляют к классической традиционной школе, хотя он всегда шёл против системы.
Ушинский не сдал выпускные экзамены в гимназии, но блестяще окончил университет. Будучи несогласным с требованиями лицея, куда его приняли заведовать кафедрой, он ушел, не побоявшись остаться без работы, так как получил плохие рекомендации. В Смольном институте благородных девиц, где он был что-то вроде завуча по учебной части, кардинально изменил жизнь. Заменил механическую бездумную зубрёжку, которая там раньше была единственным методом, на настоящее преподавание и обучение, поменял учителей. При нём девочек начали обучать естественным наукам (раньше считалось, что им это ни к чему), а ещё он открыл дополнительный старший класс, в котором могли остаться выпускницы, желавшие получить профессию домашней учительницы. Но главное, Ушинский поменял мировоззрение институток, включил у них живое мышление и постарался сделать более свободной царившую там атмосферу ханжеской морали и подавления индивидуальности.
Константина Дмитриевича Ушинского считают центральной фигурой русской педагогики. Для детей он писатель, автор учебника начального обучения «Родное слово», который, кстати, выдержал 187 переизданий и до сих пор используется – доступный и простой до гениальности, для преподавателей – учитель. Великий педагог считал, что каждая школа, и каждый учитель выполняет одну из двух функций – либо готовит счастье свое родине, либо несчастье.
Ушинский не сдал выпускные экзамены в гимназии, но блестяще окончил университет. Будучи несогласным с требованиями лицея, куда его приняли заведовать кафедрой, он ушел, не побоявшись остаться без работы, так как получил плохие рекомендации. В Смольном институте благородных девиц, где он был что-то вроде завуча по учебной части, кардинально изменил жизнь. Заменил механическую бездумную зубрёжку, которая там раньше была единственным методом, на настоящее преподавание и обучение, поменял учителей. При нём девочек начали обучать естественным наукам (раньше считалось, что им это ни к чему), а ещё он открыл дополнительный старший класс, в котором могли остаться выпускницы, желавшие получить профессию домашней учительницы. Но главное, Ушинский поменял мировоззрение институток, включил у них живое мышление и постарался сделать более свободной царившую там атмосферу ханжеской морали и подавления индивидуальности.
Константина Дмитриевича Ушинского считают центральной фигурой русской педагогики. Для детей он писатель, автор учебника начального обучения «Родное слово», который, кстати, выдержал 187 переизданий и до сих пор используется – доступный и простой до гениальности, для преподавателей – учитель. Великий педагог считал, что каждая школа, и каждый учитель выполняет одну из двух функций – либо готовит счастье свое родине, либо несчастье.
Педагогические идеи Константина Ушинского
Ушинский придерживался и последовательно развивал много идей, многие из которых сильно опередили время:
Ушинский придерживался и последовательно развивал много идей, многие из которых сильно опередили время:
- Образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия. Женщины имеют такое же право на образование, как и мужчины (в педагогику Ушинский пришёл ещё до отмены крепостного права).
- Педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию и систематизированный опыт. Ушинский подробно описывал не только психологию, но и физиологию человека. Он объяснял, например, почему дети не могут долго заниматься одним монотонным делом и почему обучение для них должно быть наглядным.
- Обучение — не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно. Обучение должно быть сознательным, то есть до учащихся нужно донести, зачем они учатся и чему в итоге научатся.
- Обучение должно быть системным и последовательным. От конкретного — к отвлечённому, от знакомого — к незнакомому, от единичного — к сложному, от частного — к общему. В учебном материале нужно определённым образом расположить материал для повторения и практические задачи. Это обеспечит прочность знаний. Важно научить применять знания на практике, оперировать ими в разных ситуациях.
- Задача первоначального обучения — сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка. Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что обучение — всё-таки труд.
- Главная задача педагогики — воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение — лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.
- Воспитание должно быть гуманным. Физические наказания и унижения неприемлемы.
- Воспитание — это убеждение личным примером, а не слепое повиновение.
- Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа. Однако это не значит, что русская школа должна быть какой-то уникальной, «не как у людей». Законы души и её развития везде одинаковы.