Новости

Одарённые дети: как с ними работать учителю.

Одаренные дети не обязательно являются чудесами, которые на уровне эксперта могут писать стихи, доказывать теоремы или виртуозно играть на музыкальных инструментах. Гении - редкость, а одаренных детей довольно много.
В соответствии с "Рабочей концепцией одаренности", такие дети обладают выдающимися способностями в различных сферах деятельности или имеют потенциал для достижений. Если ребенок еще не достиг определенных высот, но специалисты видят, что у него есть шансы достичь их при правильной поддержке, его тоже можно считать одаренным.
Одаренность бывает общей и специализированной. Некоторые дети могут выделяться в обучении и усвоении знаний, в то время как другие могут проявлять свои способности только в музыке, художественном творчестве или математике. Некоторые могут обладать лидерскими качествами или превосходными коммуникативными навыками, хотя такие случаи встречаются реже.
Американский психолог Джозеф Рензулли утверждает, что одаренность возникает, когда совпадают три фактора: высокие способности, сильное желание решать задачи и креативность. Педагогам важно обращать внимание на каждый из этих аспектов при работе с одаренными детьми.
Одаренность - лишь потенциал для достижения успеха в конкретной области. Однако реализация этого потенциала требует усилий, труда, поддержки и готовности преодолевать неудачи.

Как учителя могут помочь одаренным детям

  • Не следует делать акцент на различиях между одаренными детьми и остальными. Важно не выделять одаренного ребенка, делая его "белой вороной". Работа с коллективом и с самим одаренным ребенком может помочь в этом. Важно усилить понимание того, что разнообразие - норма, и каждый обладает своими уникальными способностями, которые могут быть развиты при наличии усилий. Одаренному ребенку необходимо чувствовать себя частью общей группы, и его особенности не должны вызывать беспокойство.

  • Предлагать задания, соответствующие уровню. В начальной школе одаренному ребенку может быть скучно выполнять слишком простые задания наравне с остальными учениками. Это может вызвать чувство недооцененности. Предоставление выбора заданий в классе, которые соответствуют уровню каждого ребенка, помогает каждому чувствовать себя успешным. Например, участие в олимпиадах на Учи.ру предоставляет задания разной сложности, что позволяет детям с разным уровнем подготовки найти подходящее задание для себя.

  • Создать возможность для общения с одногодками. Для одаренного ребенка важно найти единомышленников, которые разделяют его интересы и хобби. Это помогает ему осознать, что он не одинок в своих интересах и что это нормально. Родителям можно посоветовать отправить ребенка на кружки, тематические выставки, клубы или участвовать в соревнованиях и конкурсах, где он сможет встретить подобных себе.

  • Поощрять работу над собой. Развитие таланта требует много усилий. Ребенок может чувствовать себя обремененным, когда его сверстники уже наслаждаются игрой, а он продолжает учиться. Совместно с ребенком можно разработать план достижения целей с промежуточными этапами. Это помогает видеть маленькие успехи, которые поддерживают мотивацию.

  • Отмечать усилия, а не только талант. Важно подчеркивать, что усердие и усилия важны, и что неудачи - часть пути к успеху. Отмечая усилия ребенка, а не только его способности, помогаем ему сохранять мотивацию, даже если результаты не всегда выдающиеся.

  • Предлагать разнообразные виды деятельности. Это помогает ребенку определить, где он может проявить себя еще лучше. Умение переключаться между разными видами активности делает его более гибким и устойчивым, помогая замечать свой прогресс. Предложение интересных задач в "непрофильных" областях и подчеркивание успехов в них может быть полезным.

  • Соблюдать баланс. Важно не позволить одаренному ребенку слишком сосредотачиваться только на одном.
Made on
Tilda